Про «не сотвори себе кумира» известно, наверное, каждому. И многие с этим согласны. Притом кумир волей-неволей ассоциируется либо с позолоченным истуканом, либо с потной рок-звездой, в угаре мечущейся по сцене. Такие действительно в хозяйстве ни к чему. Так, благодаря особенностям значения слова «кумир» истинные кумиры остаются в тени.
Дело в том, что кумирами могут являться не только конкретные люди или, как это часто случается, деньги. В роли позолоченного истукана может выступать цель (и тогда она немедленно начинает оправдывать средства), кумиром может стать даже система ценностей. Иными словами, кумир – это не столько человек, вещь или явление. Скорее это то, как мы ко всему этому относимся.
... многие попадают в зависимость от ложного вывода: «Чем больше похож на кумира – тем больше счастья». Например, живет себе барышня, серьезно увлеченная творчеством Мерилин Монро. Считает актрису и красавицей, и умницей, и идеалом женственности. И в один прекрасный день – хрясь! – барышня выливает себе на голову литр перекиси, чтобы стать похожей на женщину своей мечты. В ее поступке нет ничего предосудительного: мало ли кто перекисью не баловался, особенно в юности? А через некоторое время барышня – хрясь! – и записывается к пластическому хирургу. Хочет изменить форму губ. Чтобы они стали похожи на губы любимой актрисы. И снова: в самом факте операции ничего предосудительного нет (как бы мы ни относились к эстетической хирургии). Важнее то, какой смысл вкладывает наша героиня в собственные действия.
Подражай, или проиграешь! Заявить, что любое подражание – зло, было бы слишком необдуманно. Именно способность подражать лежит в основе многих видов обучения. Например, маленькие дети именно путем подражания осваивают навыки речи. Не говоря уже о том, что они подражают поведенческим реакциям взрослых. Можно хоть сто раз внушать ребенку: «Переходи дорогу только на зеленый». Но если вы сами перебегаете дорогу пока нет машин, то будьте уверены: ваш ребенок в жизни не станет дожидаться зеленого света.
Подражание служит нам добрую службу и в более позднем возрасте. Например, определенные профессиональные навыки приобретаются только путем осознанного или неосознанного подражания старшим товарищам. В своих мемуарах self-made знаменитости, начавшие с нуля, нередко любят рассказывать о том, как они на начальных этапах своей карьеры присматривались к действиям более статусных коллег: как они держат себя, как выходят из конфликтов, как создают себе репутацию.
В конце концов, подражание тем, кто более опытен в каких-то вопросах, позволяет сэкономить массу времени, которое ушло бы на пробы и ошибки, действуй мы самостоятельно.
Да и вся современная индустрия моды сводится к тому, чтобы из великого множества вариантов выбрать образцы для подражания и успешно им следовать. Поэтому нечего удивляться, что многие пятнадцатилетние девушки со вкусом одеваются и тщательно за собой ухаживают. Просто у них есть возможность найти себе образцы для подражания в журналах. Вопрос лишь в том, в какой степени человек должен копировать то, что ему нравится. А главное – ради чего.
Плагиаторы, на старт Вернемся к той милой особе, которая, став крашеной блондинкой, отправилась на пластическую операцию, надеясь обрести еще большее сходство с Мерилин Монро.
Подобное поветрие сейчас приобретает все больший размах в США и Европе не только среди молодежи, но и среди людей среднего возраста. Становясь похожими на своих кумиров, люди подсознательно верят в то, что они приобретут больше уверенности в себе, станут более удачливыми, и их судьба радикально изменится. То есть после изменения внешности автоматически трансформируется и «начинка», что позволит в скором времени стать баловнем судьбы. А если счастье с неба не падает, они начинают думать, что недостаточно похоже изменили свою внешность.
Так многие попадают в зависимость от ложного вывода: «Чем больше похож на кумира – тем больше счастья».
В этом и главный негативный результат сотворения кумира: человек отказывается от...